Цветосложение в теории и на практике |
Дата создания: 22.10.2010 |
Часто ли вы задумывались том, какие мышцы нужно задействовать, чтобы сделать шаг? Наверняка нет, иначе эффект был бы, как в притче про сороконожку: и шага не ступишь. Освоенный еще в детстве навык, как, впрочем, и многие другие, спрятан глубоко в подсознании. Точно так же дело обстоит и с восприятием цвета: сознание не «переводит» то, что вы видите. Вы просто знаете, что вам идет голубой цвет и нравится красный лак. Все это так же привычно, как и то, что по утрам встает солнце, а зимой выпадает снег. И только когда цвет становится частью профессии, появляется необходимость разобраться во всех нюансах и тонкостях.
СИНИЙ + КРАСНЫЙ + ЗЕЛЕНЫЙ =?В этой статье мы рассмотрим два правила цветосложения. Первый - сложение традиционных лаков, красок или цветных акрила- тов при обычном освещении (между собой смешиваются разные цветные пигменты). Второй способ касается материалов, сияющих при ультрафиолетовом освещении. Объект цветосложения - световые лучи, которые мы воспринимаем как цвета. Причем каждому цвету соответствуют свои лучи. Соединяя эти потоки в один, получаем белый свет. Усложним задачу и используем вещества, способные излучать свет, например, люминофоры. На первый взгляд, слово может показаться незнакомым, но все мы довольно часто сталкиваемся с люминофорами в повседневной жизни: ими покрыты всевозможные наклейки и вывески, которые «заряжаются» светом днем, а в темноте испускают лучи. В ночных клубах при УФ-освещении люминофоры заставляют сиять ярким синим цветом всю белую (при обычном освещении) одежду. Так работает суммарное (аддитивное) цветосложение - лучи, смешиваясь, дают новый цвет. Дополнительно усложним задачу. Попытаемся получить белый цвет, смешивая не световые потоки, а традиционные пигменты, входящие в состав лаков для ногтей, акрилов, гелей и т.п. Для этого воспользуемся красным, синим и желтым пигментами. Смешиваем в равных пропорциях и получаем... черный! Вы удивлены? Этот эффект объясняется тем, что пигменты не пропускают световые лучи, а поглощают их. Такое цветосложение называется вычитательным, или пигментным. Цвет, который вы видите, «вычитается» из белого, то есть суммы трех основных цветов - синего, красного и желтого (Иллюстрации 1 и 2).
Чаще всего мы имеем дело с материалами, окрашенными цветовыми пигментами. Рассмотрим, как работает принцип цветосложения для них. Нам понадобятся чудо-очки, снабженные накладывающимися друг на друга стеклами: пурпурным, желтым и синим. Если в таких очках синие стекла наложить на желтые и посмотреть на белый лист бумаги, то лист покажется зеленым. Если же пурпурные стекла наложить на синие - бумага станет фиолетовой. Соединенные с желтыми, пурпурные стекла дадут оранжевый цвет. При наложении друг на друга трех видов стекол, их сумма будет поглощать весь свет: получатся черные очки. Так же играть с цветом можно, смешивая между собой лаки или краски (3).
Итак, мы познакомились с основными, первичными цветами вычита- тельного, или пигментного, способа цветосложения - пурпурным, синим и желтым. Цвета, которые мы получали, накладывая одни стекла на другие, называются вторичными.
В нейл-арте также часто используют нейтральные цвета: белый и черный.
ХОЛОДНО – ГОРЯЧОЕсли надеть розовые очки и посмотреть на снег, то можно увидеть белый снег с розовым отливом. Сквозь очки с голубыми стеклами снег покажется голубоватым. На самом деле все цвета, которые мы видим, уже имеют какой-то оттенок. При этом каждый конкретный цвет с определенным оттенком вызывает у человека стойкие ассоциации. Например, желтым может быть и цыпленок, и лимон. Цвет цыплячьего пуха условно принято называть «теплым», а лимонный - «холодным». Все холодные и теплые тона можно свести к двум основным цветам - синему и красному. Цвета, содержащие синий оттенок, считаются «холодными», красные условно именуются «теплыми». Лак для ногтей должен соответствовать оттенку кожи. Поэтому, если кожа рук «теплая», то и у лака должен быть подходящий оттенок. Эффект от правильно подобранного сочетания многократно усиливает впечатление.
В ЛУЧАХ «ЧЕРНОГО» СВЕТАНапомним, что люминофоры преобразуют в свет различные виды энергии. Здесь речь пойдет об узкой группе фотолюминофоров, способных преобразовывать ультрафиолет в видимый свет. Сам ультрафиолет иногда называют «черным светом» (человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовое излучение, то есть «видит» его как черное). Чтобы определить, какие сочетания необходимы для создания модного дизайна, детально разберемся в цветосложении свечения. Все люминофоры подчиняются второму способу цветосложения - суммарному, или аддитивному.
Но чаще мы имеем дело с материалами, которые обладают не только визуальным цветом (видимым при обычном освещении), но и свечением в ультрафиолете. В этом случае работают оба способа цветосложения: пигментный при обычном освещении, суммарный - при ультрафиолетовом. Рассмотрим, как они взаимодействуют.
Возьмем максимально контрастный вариант: бесцветный люминофор с зеленым свечением равными долями введем в белый и черный лаки. Посмотрим на них при УФ-освещении (6а, б). Белый лак светится насыщенным зеленым. Черный же излучает сияние, по цвету напоминающее бутылочное стекло. Черный пигмент «поглощает» часть энергии люминофора, поэтому он сияет не так интенсивно. Значит, цвет сияния лака зависит от того, каким пигментом этот лак был окрашен.
Теперь возьмем тот же белый лак с зеленым сиянием и посмотрим на него (при УФ-освещении) через синие очки. Синее стекло преобразовывает зеленое сияние в бирюзовое. Если посмотреть на тот же лак сквозь очки с красными стеклами, зеленое свечение превратится в оранжевое. Такую же операцию можно проделать в очках с желтыми стеклами - сияние лака станет желтоватым, теплым.
Этой же реакции можно добиться, добавляя в белый лак с зеленым сиянием красные и желтые пигменты (7а, б).
Знание правил цветосложения позволяет проводить и другие интересные эксперименты. Возьмем два одинаковых розовых лака, и в каждый введем бесцветные люминофоры с синим и зеленым сиянием. При обычном освещении цвет лаков не изменяется, но в ультрафиолете один засияет насыщенным синим, другой - зеленым (9а, б).
Теперь и вы, обладая новыми знаниями в области цветосложения, сможете осознанно комбинировать лаки разных цветов и оттенков, создавая гармоничные по цвету и содержанию дизайны. Юлия БОЛОТИНА, нейл-стилист Фото: Евгений Бирген
|