По мотивам тагильской росписи |
Дата создания: 23.12.2010 |
Рассмотрим особенности и технику выполнения старинной, но модной и в наше время среди мастеров ногтевого сервиса и их клиентов нижнетагильской росписи. Уральское письмоРоспись двойным мазком стала популярной в России во второй половине XVIII века, когда из Европы пришла мода на лакированные изделия. В то время в России существовала техника письма, которой расписывали шкатулки и подносы, столы и сундуки. В Нижнем Тагиле было немало семей потомственных художников, которые занимались этим ремеслом. Среди них особенно знаменита семья Худояровых. Именно тагильская живопись и послужила своеобразным толчком для развития подносного промысла, основа которого - маховое письмо двуцветным мазком. Самой распространенной темой росписи подносов был цветочный орнамент. Чаще всего они расписывались «букетами» по красному, синему, зеленому или черному полю. Букет обычно помещался в центре подноса и состоял из нескольких крупных ярких цветков в середине и большого количества мелких дополнений. Завершалась композиция изящными травинками и цветочными бутонами. В начале XX века тагильский промысел пережил серьезный упадок. В 1930 году произошел обмен опытом между жостовскими и тагильскими мастерами, что отрицательно сказалось на развитии тагильского промысла - традиционная тагильская роспись потеряла характерные ей черты. Серьезное восстановление тагильской росписи началось в конце XX века, а вместе с ней и возрождение подносного промысла. Тагильскую роспись отличает богатство красок, множество декоративных элементов, чистота и изящество в обработке цветов (главный из которых - красавица-роза), законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за 250-летний период ее существования. Характерная техника двойного мазка - это метод нанесения кистью одновременно двух красок. На кисточку одновременно набираются две краски и затем одним движением рисуются листья, лепестки. Особый «конек» тагильской росписи - три цветка или, по-местному, «розана», в центре композиции. Часто эту технику путают с жостовской росписью, но по технологии выполнения они отличаются. В Жостово рисуют в несколько этапов, используя подмалевок, тенюшки, лессировку и т. д., а тагильская роспись выполняется в один прием, она гораздо легче и проще. Для выполнения такой росписи используют акриловые краски и синтетическую плоскую кисть.
С другой стороныСуществует и другое течение росписи плоской кистью, корни которой - в далекой Америке. В начале 70-х годов прошлого века американская художница Донна Дьюберри, изначально известная как декоратор, в результате творческих изысканий создала свою технику рисования. Первое ее название - техника двойного погружения (double-loading painting technique), а затем она стала называться (и была запатентована) как техника одного мазка (one stroke painting technique). С 1990 года Донна успешно ведет собственный бизнес по выпуску авторских жестяных изделий и на сегодня признана в Америке, Европе и Азии как создатель оригинальной техники рисования One Stroke. Однако необходимо отметить, что эта новая техника - не что иное, как почти забытая сейчас техника «махового письма», или нижнетагильская роспись. В основе и той, и другой росписи лежит двухцветный мазок. Насколько различны эти техники - или же это единая система росписи, рассудит история. Мастер-классПопытаемся воплотить красоту и колорит, технику исполнения и основные композиционные приемы нижнетагильской росписи в дизайнах на ногтях. Сначала изобразим основные мазки для выполнения одного из видов тагильской розы. На рис. 1а показан половинный мазок, на рис. 16 - мазок в 1/3. Эти мазки отличаются по количеству и объему набранной краски на кисть. Следующие мазки - сплошной мазок (2а), мазок, исполненный методом втирания (26), «зубчиковый» мазок (2в), мазок «мелкая волна» (2г), мазок «крупная волна» (2д) - отличаются друг от друга амплитудой перфорации или ее отсутствием. На рис. 3 показано выполнение одной и той же розы с использованием различных мазков. А на рис. 4 - один и тот же листочек, но также выполненный разными мазками. Отработаем некоторые изученные мазки плоской кистью (рис. 5).
Пошаговое выполнение росписи цветка пиона на ногтях представлено на рис. 6, а розы - на рис. 7.
В помощь мастеруКак еще можно в дизайне ногтей использовать фрагменты уральского письма? На рис. 8-11 в помощь мастерам предоставлены композиционные идеи нижнетагильской росписи, которые можно воплотить нейл-арте и тюнинге женской бижутерии.
Техника рисования двойным мазком, воплощенная в самобытной нижнетагильской росписи, может стать примером для подражания для многих талантливых умельцев ногтевого сервиса. Вера Лаврова, основатель, творческий директор студии ногтевой эстетики Веры Лавровой DEESSE (Харьков) |