Хохлома на ногтях |
Дата создания: 31.03.2011 |
Правду говорят, что величие и красота любой страны отображены в ее искусстве. Одно из характерных и узнаваемых творений России, возникшее в самом ее сердце, - хохломская роспись. Широта просторов богатой земли и щедрость души русского человека подсказали красочные вольные мотивы узоров. Сегодня хохломская роспись - это не только уникальная посуда. В XXI веке традиции встретились с современностью: теперь в этом узнаваемом всеми стиле расписывают предметы интерьера, бытовую и компьютерную технику, мобильные телефоны и... ногти. Огненная хохломаВ каком бы уголке мира, на какой бы выставке ни появились хохломские изделия, они всегда привлекают к себе всеобщее внимание. Для любителей народного творчества это один из символов национального своеобразия русской культуры, искусство, несущее людям ощущение света и тепла. Родиной хохломы является одноименная деревня в Заволжье. Мастера из окрестных мест привозили сюда на продажу свои поделки, откуда они расходились не только по всей России, но и за ее пределами. Позднее и сами изделия стали называться «хохломой». Живописная растительность этого края оказала большое влияние на воспитание художественного вкуса местных мастеров. И действительно, каждое их произведение проникнуто тонким чувством природы. Технологический процессКаждое изделие хохломской росписи прежде, чем попасть в руки покупателя, проходило сложный путь технологической обработки. Сначала посуду вытачивали из местных пород лиственных деревьев, чаще липы. Это были большие и малые чаши, блюда, ковши (так называемое «белье»)- Для прочности такую посуду покрывали льняным маслом или олифой. После этого втирали серебристый порошок, чтобы изделие было гладким и блестящим, готовым к росписи. В старину использовался порошок серебра, который был дорогим, поэтому деревянные чаши, блюда украшались лишь нарядными поясками. Позднее был освоен серебристого цвета порошок из олова, который вследствие покрытия лаком и обжига в печах приобретал золотую окраску. Золочение стало настолько дешевым, что начали изготовлять крупные блюда и чаши со сплошным золотым фоном. Это послужило решающим моментом в окончательном становлении стиля росписи хохломы, основанного на максимальном использовании красоты и богатства золотого фона в сочетании с растительным орнаментом. Тренировочные упражненияДля освоения росписи необходима предварительная подготовка. Для создания таких декоративных орнаментов требуется твердая уверенная рука, умение делать плавный нажим на кисть, а также выполнять мазки в различных направлениях. Поставить руку поможет выполнение следующих упражнений.
Техника «мазок» Бумага для тренировок должна быть гладкой. В работе используется круглая кисть из волоса колонка №1 или №1,5.
Мазок с наклоном Полезными для постановки руки будут упражнения по выполнению мазков с наклоном в правую и левую стороны. Кисть руки,таким образом, становится более подвижной и пластичной. Главное, чтобы мазки имели плавный изгиб, без резких изломов (2б). Из таких элементов складываются декоративные сюжеты хохломской росписи (3).
На рис. 4 показана последовательность выполнения несложного растительного орнамента, рисунок которого является следующим этапом обучения. Начинать орнамент следует с выполнения трех завитков, образующих стебель травы (4а). Промежутки завитков украшаем группой гармоничных мазков (46). По основному стеблю выполняем еще немного затейливых мазков (4в).
Характерные орнаментыВ хохломе сложились своеобразные разновидности орнамента - «травка» (4), «Кудрина» (5), «письмо под листок» (8б), «письмо под фон» (8а). Для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона (6), Его мотивы создаются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Разновидностью верхового «травного» письма является роспись «под листок» с зелеными, желтыми или коричневыми листьями и красными ягодами (8д).
Росписи «под фон» свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона (8а). При ее выполнении сначала наносятся контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий фон. Заканчивая роспись, мастер «разживляет» штрихами силуэтные формы листьев, цветов и плодов, обогащает их цветовой разделкой и выполняет вокруг стеблей по поверхности фона легкие травные «приписки».
Рисунок «Кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном (7). Выполняя «Кудрину», мастера наносят на поверхность изделий своеобразный узор, в котором рисунок листьев, цветов и плодов составлен из округлых «кудреватых» завитков. Подводя итог ознакомлению с разными видами орнамента хохломской росписи, можно сделать вывод, что существует «верховое письмо» и «фоновое письмо». Вкратце их отличие состоит в том, что «верховое письмо» - это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона (б), а «фоновое», наоборот, закрывает его красным или черным цветом, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов (7). Игра контрастовЗачастую хохлому называют огненной, что не удивительно, ведь цветовая гамма росписи преимущественно состоит из черного, золотого и красного цветов. Желтый, зеленый и белый цвета делают роспись свежее и наряднее (8). В старину законы цвета не нарушались, но сейчас мастера дизайна свободны в выборе цветовой гаммы. Однако радикально изменять палитру все же не следует, так как может потеряться хохломской колорит росписи.
Конечно, талантливый мастер может вообще отойти от цветовой гаммы, взяв за основу лишь технику орнаментальной росписи. С ее помощью, используя золотой и белый цвета, можно создать ажурные и очень нежные свадебные дизайны, а также прозрачную основу ногтей (10). С таким рисунком на ногтях любая невеста будет неотразимой (11).
Сюжеты хохломской росписи строятся на элементах природы: изображение птиц и ягод (12), рисунок «древко», орнаментальная травка, фантастические сады с диковинными цветами. При этом мастер хохломы никогда в точности не повторяет рисунок - его творчество основано на постоянной импровизации элементов орнамента. Такое разнообразие в нейл-арте принесет радость не только клиентам, но и дизайнеру.
Ирина Купина, основатель учебного центра "Волшебный ноготок», профессиональный художник-педагог (Харьков) |