Жостовская роспись в нейл-арте |
Дата создания: 14.06.2011 |
Сегодня декоративная живопись жостовских подносов находится на волне популярности. Ей подражают, нанося красочные цветы не только на металл, но и на изделия из папье-маше, керамики, стекла и даже кожи. Используя яркие колоритные букеты Жостова, можно создавать роскошные композиции и на ногтях. Выразительная импровизация Жостово Мытищинского района Московской области - центр прославленного русского художественного промысла, возникшего в 1825 году на основе производства лаковых изделий из папье-маше и лакированных железных подносов с сюжетной и цветочной росписью. Обаяние искусства Жостова - в искренности и непосредственности содержания, выразительности художественных приемов. Для жостовских мастеров характерно умение находить удачное цветовое решение и точные средства декоративного языка для отображения природы, успешно сочетать отдельные детали живописи друг с другом и роспись подноса с его формой. В качестве сюжетов мастера используют натюрморты, пейзажи, образы сказочных персонажей, русской тройки. Однако визитной карточкой жостовской росписи остается букет. Реально существующие и рожденные фантазией художника цветы собираются в букеты или располагаются венками и гирляндами на черном лаковом, цветном металлизированном или перламутровом фоне. Роспись создается как блестящая импровизация на цветочные мотивы, поэтому повтор или стандартизация исключаются. Пестрое многоцветье Классический мотив жостовской росписи - яркий цветочный букет на черном фоне. Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье. Самый любимый жостовский цветок - роза. У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные. Цветок яблони - тоже жостовский, любимый. Роза и другие крупные цветы - маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник - находятся всегда в центре зеркала (лицевой стороны) подноса. Цветочки помельче - колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово- ягодная нотка: художник может нарисовать яблоки, груши либо грозди винограда, сливу, землянику, шиповник. Причем сочность фруктов и вкусовая привлекательность ягод передается художником необыкновенно реалистично. Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. В композициях много места отводится гладкому фону, который делает поверхность подноса эффектно играющей на свету, Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. При этом букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т. п.) окружены россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой» - небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть «утопленные» в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично созданные ракурсы и повороты венчиков не разрывают зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следуют за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной «травки» окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса. Позже много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т. д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Пишут букеты четко и компактно составленные - так называемые «собранные», а также более легкие и свободные «букеты враскидку», с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона - черного, золотистого, цветного орнаментов подноса. Колоритные сюжеты Помимо характерных букетов, на подносах пишутся еще пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев. Правда, это уже относится скорее к авторским работам. Для такой росписи используются и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Создавая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично приподнятое декоративное изображение природы в композиции жостовского подноса. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и «быстрота рук» мастера, расписывающего такой поднос. Основные приемы росписи Классическая жостовская роспись выполняется в несколько приемов. Кратко опишем их. Начинается она с «замалев ки» разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. Следующим приемом на просохшей замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием - «тенежка» - погружает букет вглубь, выявляет теневые места растений. Затем следует «прокладка» - плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции. Последующие действия - «чертежка» - размещают детали, быстро и легко очерчивают лепестки и листья, прожилки и тычинки в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись. Завершает письмо «привязка» - тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном. Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертаний в одних случаях спокойно лепят форму, в других - ложатся на ней своеобразным узором и т. д.). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.
Нейл-дизайн в стиле Жостово Попробуем основные этапы жостовской росписи перенести на ногти. Думаю, получится реалистично, красиво, по-жостовски. Наносим силуэт будущего мака с полевым цветком (рис. 1а), Далее красками ярких цветов (красный, синий, зеленый) рисуем силуэты цветов и листьев (рис. 16). Полученное изображение получается пока еще плоским, в нем нет видимой глубины и объема. Прокладываем тени наших цветков (рис 1в). Затененные места прописываем тем же цветом, но более темным. Следующим этапом (рис.1г) наносим белильные мазки, которые как бы материализуют цветок, очерчиваем лепестки, листья и прожилки, что придает сочность и контраст дизайну. На завершающем этапе (рис. 1д) прорисовываем тонкую травку, ставим тычинки в чашечке цветка. Жостовский сюжет украшается по краю орнаментом («уборка»), Основные элементы такого орнамента (рамки, уголки) также пригодятся для выполнения дизайнов на ногтях, Из огромного количества орнаментов покажем несколько (рис. 2а-2в).
Опираясь на приведенный выше материал, рисуем пошагово жостовский букет вначале на бумажном шаблоне (рис. 5), а затем и на гипсах (рис. 6, 7), изменяя цвета общего фона и сюжетную линию.
В заключение хочется сказать: источником вдохновения для любого творческого человека, в том числе и мастера ногтевого сервиса, являлась и является природа. И народная декоративная роспись, в частности, в этом плане - не исключение. Вера Лаврова, директор студии ногтевой эстетики DEESSE |