Базовые принципы композиции и компоновки в нейл-арте |
Дата создания: 09.11.2011 |
Даже если вы прекрасно владеете навыками рисования на ногтях, знание базовых принципов композиции и компоновки, несомненно, пригодятся в вашей повседневной деятельности, помогут усовершенствовать мастерство и удивить клиентов новыми и оригинальными решениями. Еще в Древнем Египте существовал дизайн ногтей. Тогда узоры на ногтях являлись отличительной особенностью женщин разных сословий. Украшали свои ногти также в Индии и даже в славянских странах. Хотя цели при этом преследовались не декоративные, а ритуальные. Сегодня мы имеем возможность украшать свои ногти гораздо интереснее. Никогда дизайн ногтей не был так разнообразен и популярен, как в настоящее время. Современный мастер маникюра должен владеть огромным количеством техник и методов выполнения дизайна ногтей, должен знать законы цветоведения, светотени, принципы композиции и компоновки. Причем именно композиция и компоновка играют очень важную роль. Иногда, рассматривая ту или иную работу мастеров, мы ловим себя на мысли, что, вроде бы, все хорошо: и цвет, и техника на хорошем уровне, но работа не очень нравится. Пробовали ли вы ответить себе на вопрос, почему? Наверняка, ответ бы звучал так: я бы остановилась на n-шаге; вот эти элементы лишние или, наоборот, здесь не хватает того-то и того-то; дизайн расположен не в том месте; он неинтересен и однообразен; слишком много всего — не понять, что нарисовано, и т.д. То есть, другими словами, мастер не знает принципов композиции и компоновки дизайна. Давайте рассмотрим, что же это такое. Немного теорииКомпозиция связана с необходимостью передать основную идею дизайна наиболее ясно и убедительно. Многие работы, выполненные в совершенно различных стилях и техниках, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Итак, композиция (от лат. compositio) — это составление, соединение и расположение различных элементов дизайна в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В нейл-арте под композицией понимают дизайн на 10 ногтях, рассматривая его как единое целое, подразумевая, что рисунок, цвет и сюжет объединяются и составляют единую картину с развитием динамичного сюжета. В таком случае, подобный дизайн называют термином «композиция», как законченное произведение искусства. Именно подобные дизайны мы видим на конкурсах по художественной росписи, где задается определенная тема и мастер раскрывает ее содержание темы, составляя композицию (фото 1, фото 2, фото 3). Составление, соединение и расположение различных элементов дизайна в единое целое на одном ногте называется компоновкой. То есть необходимо составлять, соединять и располагать элементы дизайна так, чтобы и каждый отдельный ноготь, и все 10 ногтей вместе составляли единую картину. Главными составляющими композиции и компоновки на ногтях являются: 1. Размер и форма ногтя (или 10 ногтей). Исходя из размера и формы мы будем определять, как, где и сколько элементов дизайна мы расположим на ногте.
2. Элементы дизайна: - главный элемент — то, что привлекает основное внимание. В дизайне может быть только один главный элемент. Это точка, от которой строится весь дизайн, центр композиции, все остальные элементы должны быть меньше и подчиняться главному, то есть должны быть направлены к центру.
В цветочных дизайнах это один крупный цветок (фото 6, фото 6а), в абстракциях — точка или главная линия (фото 5), в композициях с лицами — лицо (фото 4). Обычно главный элемент располагается на одном ногте цельно, не дробится (трудно себе представить лицо, расположенное на 2-х ногтях), но 1/3 часть может уходить на соседний ноготь (например, часть волос в композиции с лицом или часть цветка в цветочном дизайне).
- соподчиненные элементы — подчиняются главному, привлекают меньше внимания. Соподчиненных элементов может быть несколько. Они меньше, подчиняются главному, без них нет композиции, есть просто отдельные элементы.
В цветочных дизайнах — это листики, бутоны, части цветов, меньшие по размеру, чем главный цветок. В абстракциях — дополнительные линии, отходящие от главной. В композициях с лицами — элементы одежды, аксессуары, цветы или листья. - второстепенные элементы — почти незаметны, но завершают композицию. Такими элементами могут быть травинки, точки, элементы сетки или кружева, тонкие завитки, капли и т.п. Определить, что является второстепенным элементом, несложно, — от изъятия этого элемента не нарушается целостность композиции, но композиция кажется незавершенной — «чего-то не хватает». Второстепенные элементы располагаются на всех ногтях. Они объединяют и задают направление дизайну — горизонталь, диагональ или вертикаль. - «воздух» в дизайне — это свободное пространство. Элементы дизайна должны быть хорошо сбалансированы — не слишком густо и не слишком редко. Если элементов мало, дизайн смотрится куцым, бюджетным, упрощенным. Если слишком много — безвкусным и наляпистым. Наиболее сбалансированным будет дизайн, занимающий от 1/3 до 2/3 площади ногтя.
Правила и приемы композицииСредствами композиции является все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, далее названы основные. Можно выделить следующие композиционные правила: • передача движения (динамики); • передача покоя (статики); • правило золотого сечения (одной трети). К приемам композиции можно отнести: • передачу ритма; • создание симметрии и асимметрии; • поддержание равновесия частей композиции; • выделение главного элемента. Дизайн, в котором присутствует движение, характеризуют как динамичный. Многие дизайны построены на определенном ритмическом чередовании их элементов. В нейл-арте ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая определенную эмоциональность. • если в дизайне присутствует одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным. Большое количество вертикальных или горизонтальных линий тормозит движение, делает его статичным; • эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед объектом; • для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией. Размещение главного элемента дизайна на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений. Композиционные схемыРассмотрим схемы расположения элементов дизайна на одном ногте, учитывая главные составляющие, правила и приемы композиции и компоновки.
Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева на право, таким образом, и дизайн ногтей выполняется слева направо. То есть: • мизинец правой руки клиента — это начало композиции (схема 2); • мизинец левой руки - конец (схема 2);
• большие пальцы являются и началом, и концом композиции, так как из-за своего расположения находятся в стороне и в то же время при демонстрации одной руки элементы дизайна, расположенные на них, должны либо завершать композицию (правая рука), либо начинать ее (левая рука). А кроме этого, два больших пальца, продемонстрированные вместе, должны сочетаться между собой, дизайн так же читается слева направо (схема 2); • средний, безымянный и мизинец являются центром композиции, именно на эти пальцы приходится 60-70% внимания зрителя. Значит, именно на них располагается большее количество элементов, чем на большом и указательном пальцах. Главный элемент дизайна чаще всего располагается на безымянном пальце, или 2/3 на безымянном и 1/3 на среднем (схема 3);
• на указательный палец приходится 20-30% внимания, таким образом, элементы, расположенные на нем, должны дополнять и динамически развивать сюжет (схема 3); • левая рука клиента (в салонном варианте) должна быть зеркальным отображением правой руки (схема 4).
• статичные дизайны, такие, например, как наклейки, располагаются с наружной стороны ногтя, зеркально на обеих руках (схема 5);
• дизайны, выполненные с учетом правила золотого сечения (1/3), — более сбалансированы и изящны (фото 7). Композиции в нейл-арте можно разделить на два типа: • композиции на ногтях; • композиции на типсах. Дело в том, что типсы обычно располагают на подушках или планшетах в ряд, используя типсы одинаковых номеров, либо трех-пяти самых крупных. В результате получается прямоугольник, разделенный на несколько частей, и, строя композицию, мастер исходит из длины и формы получившегося прямоугольника. А в прямоугольнике композиция может располагаться совершенно по-разному, образовывая из элементов дизайна различные фигуры: треугольник, овал, прямоугольник, делить типсы по диагонали, вертикали, горизонтали и т.д. Цель образцов на типсах — продемонстрировать возможности мастера, дать клиенту «пощупать» дизайн и помочь мастеру в построении композиции на ногтях клиента.
Однако, как мы знаем, ногти расположены на руках не на одной линии, поэтому композиция на руках будет отличаться от композиции на типсах. Вариантов композиционных решений множество. На схеме 6-11 и на фото 8-12 предложено несколько вариантов.
Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Уже давно разработаны наиболее выразительные композиционные схемы, и мы можем говорить о том, что элементы дизайна в нейл-арте размещаются не хаотично. Не надо быть великим художником и обладать выдающимся талантом, надо точно знать, что, где и почему вы делаете. И тогда ваши работы будут восхищать и радовать как вас самих, так и ваших клиентов. Марина Халус, нейл-дизайнер, автор-разработчик формы Elite |